Московский городской центральный туристский клуб
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Отчет
 
о водном туристском путешествии 6 к.с. по Алтаю (р.Богояш - р.Чулышман), совершенном с 25 июля по 21 августа 1998г.
 
Маршрутная книжка: № РВ/609
 
Руководитель группы: Верхотуров М.А.
450055, г.Уфа, Пр. Октября, д. 136/2, кв. 52,
e-mail: verhotur@vmk.ugatu.ac.ru
 
 
 
 
 
Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает, что путешествие может быть зачтено всем участникам и руководителю.
 
Маршрут имеет 6 (шестую) категорию сложности.
 
Отчет использовать в библиотеке _______________
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Уфа 1998
 
 
Справочные сведения о путешествии

 

  1. Основная нитка маршрута:
г. Уфа - г. Новосибирск - Чуйский тракт - с. Кош-Агач - верховья р. Богояш - сплав до устья - р. Чулышман - сплав до устья р. Чульча - с. Усть-Улаган - с. Акташ - Чуйский тракт - г. Новосибирск - г. Уфа.

 

  1. Протяженность: общая - 205 км., из них:
                1. сплав - 198 км.
                  пешком - 7 км
     
  2. Продолжительность: общая - 28 дней, активной части - 19 дней.
  3.  

  4. Тип судов: 4-х местный катамаран, 2-х местный катамаран.
  5.  

  6. Сроки проведения: 25 июля - 21 августа 1998 г.
  7.  

  8. Количество человек - 7.
  9.  

  10. По заявочным материалам дано заключение маршрутно-квалификационной комиссии Московского городского центрального туристского клуба.
Шифр:142-00-5666555.
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 

Сведения об участниках путешествия
 
 
Фамилия
Имя
Обязанности в группе
Год 
рожд
Опыт в данном виде туризма
(фактический)
Адрес
(г.Уфа)
Верхотуров   
Михаил
руководитель
1961
Ара-Ошей - Китой - Онот 5Р - 96 
Кара-Алаха - Ак-Алаха -Аргут 6Р-97
Пр.Октября 
136/2 - 52
Перескоков Юрий зам.руковод.
1961
Ара-Ошей - Китой - Онот 5У - 96 
Кара-Алаха -Ак-Алаха -Аргут 6У-97
Зорге 43/1-106
Хайрутдинов Наиль завхоз
1961
Ара-Ошей - Китой - Онот 5У - 96 
 
Ахметова 
300-224
Карпенко   
Андрей
фотограф
1961
Ара-Ошей - Китой - Онот 5У - 96 
Кара-Алаха -Ак-Алаха -Аргут 6У-97
Дагестанская 5 - 5
Лямин   
Александр
Врач
1964
Ара-Ошей - Китой - Онот 5У - 96 
Кара-Алаха -Ак-Алаха -Аргут 6У-97
Первомайская 64 - 47
Долгов Валерий Лоцман
1960
Ак-Алаха - Аргут 5У - 95 
Карагем - Аргут 5У - 96 
Кара-Алаха -Ак-Алаха -Аргут 6У-97
г. Серпухов Химиков 
57 - 20
Миргазов   
Рим
Видео
1960
Ара-Ошей - Китой - Онот 5У - 96 
Кара-Алаха - Ак-Алаха - Аргут - Катунь 6У- 97
Цурюпы 
16-21
 
 
 
 
 
 
 
 
О предыстории путешествия
 

Если спросить любого туриста, занимающегося спортивным сплавом, о том, какие реки в России он считает наиболее сложными, то очень велика вероятность, что в ответе будет присутствовать одна из жемчужин Алтая - река Чулышман. С другой стороны, если перечислить крупные классифицированные реки Алтая (в том числе и Рудного, находящегося на территории Казахстана), в направлении с запада на восток, то список будет следующим: р. Кальджир, р. Курчум, р. Бухтарма, р. Катунь, р. Аргут, р. Чуя, р. Башкаус, р. Чулышман. Первые шесть были уже в той или иной мере пройдены нами - остались две из наиболее сложных - Башкаус и Чулышман. В 1997 году нашей группой была успешно пройдена связка рек: Кара-Алаха - Ак-Алаха - Аргут. И, безусловно, была возможность выбора из “шестерок” Саян и Средней Азии, но мы все-таки решили сначала “разобраться” с оставшимися “шестерками” Алтая. В этой ситуации наш выбор пал на Чулышман. Это произошло потому, что, в своей стратегии очередности проходимых нами рек, мы придерживаемся принципа плавного усложнения. И, в этом плане, по нашему мнению, Нижний каньон Башкауса является более сложным каскадом препятствий, нежели Язулинский каньон и порог “Каша” Чулышмана. Это определяется тремя факторами:

Нижний каньон - от 10 до 12 “шестерочных” порогов(всего 82 препятствия, из них около 36 порогов IV-VI к.сл.) на 33 км;

Язулинский к-он - 6 “шестерочных” порогов (по отчету Волкова А.В.) (всего 80 препятствий, из них около 24 порогов IV-VI к.сл.) на 20 км.

Итак - впереди Чулышман!

Основным был заявлен маршрут: Верхний Башкаус (для разминки перед Язулинским каньоном) - Чулышман (от “Солдатского” моста), хотя во время подготовки к походу, как основной, прорабатывался вариант Богояш - Чулышман, но из-за вопросов с заброской и заповедником в верховьях Чулышмана от него мы (в смысле заявки) отказались.

Заявленные два запасных маршрута:

- “основной” минус каньоны “Змейка”, “Открытый” и “Саратанский” + пеший подход по р.Йолду с Башкауса на Чулышман;

- Башкаус;

были добавлены на всякий случай.

К большому нашему сожалению, за день до отъезда, один из участников нашего путешествия попал в больницу и, в результате, на маршрут мы выехали, как и в прошлом году, всемером.

Когда же мы приехали в Новосибирск и узнали, что буквально за неделю до нашего приезда Юра Демьянов - водитель осуществлявший нашу заброску, отвез группу Черника на Богояш и никаких проблем не возникло, то первоначальное желание пройти Чулышман полностью сразу завладело нашими умами и мы, недолго думая, решили идти именно по этому варианту. Телеграмму об изменении маршрута выслали из поселка Акташ.

 
 
Подъезд и отъезд с маршрута

На сплавную часть реки Богояш возможно добраться из Кош-Агача несколькими путями:

Когда мы прорабатывали маршрут заброски на Богояш, то вариант с пешим подходом был у нас основным. Но, в связи с тем, что первый вариант имеет протяженность около 90 км., а маршрут подъезда по второму варианту был уже достаточно отработан Юрой Демьяновым, да и лишнюю неделю на пешую заброску тратить совершенно не хотелось, то мы, выехав из Новосибирска после обеда 27 июля и, проехав, не много не мало, около 1000 километров, 29 числа в 19.00 были на начале активной части нашего маршрута - левом притоке р.Чулышман - реке Богояш. Так как начало маршрута находится в безлесой зоне, то дрова мы привезли с собой, потратив на их заготовку около 45 мин, сделав специальную для этого остановку за п. Акташ. Каркас для 2-ки и переднюю перекладину для 4-ки (для 4-ки полный каркас у нас был с собой, а передняя перекладина нужна была для того, чтобы не повредить дюралевую трубу об камни на верхнем участке сплава) заготовили там же.
 

Отъезд с маршрута также возможен двумя путями:

 

   

В заключении - о стоимости этих этапов нашего путешествия (на одного человека):

- Новосибирск - р. Богояш - 228.5 руб. (около 1000 км)

- р. Чульча - Новосибирск - 400 руб. (около 900 км)


Итого: » 630 руб.

 

Примечание: Разница в удельной стоимости проезда “туда” и “обратно” произошла от того, что “туда” ехало из Новосибирска 19 человек(три группы), а “обратно” - только наша группа - 7 человек.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
График движения на маршруте
 
 
Дата
 
Участок пути
L(км)
Tдв
Характер пути
25.07-
29.07
-
г. Уфа - г. Новосибирск - Чуйский тракт - п.Кош-Агач - п.Бугузун-п.Бертек-р.Богояш 
-
-
поезд, машина
30.07
1
стапель
-
-
сборка судов
31.08
2
- устье левого притока с озером
14
5 ч 18 мин
плесы, меандры, мелкие шиверы
01.08
3
- 34 км
20
8 ч 30 мин
озера, перекаты, шиверы
02.08
4
- выход Ябалинского ущелья
24
5 ч 20 мин
разбои, плес, шиверы, пороги
03.08
5
- вход в Язулинский каньон
22
3 ч
пороги, перекаты, разбои
04.08
6
- п.41 
12
2 ч 
пороги
05.08
7
- п.47
1.5
30 мин 
пороги, “Чертов мост”
06.08
8
- п.51
1.0
20 мин
пороги, “Оборотень”
07.08
9
- п.54
0.8
15 мин
 
пороги, “Большие глыбы”
08.08
10
- п.62 
1.5
25 мин
“Три Вовы”, “Затычка”
09.08
11
дневка
-
-
просмотр порогов
10.08
12
- п.71 
1.0
20 мин
“Винт”, “Мария Ивановна”
11.08
13
- р.Альдугем
18
3 ч 25 мин
п.72-80, начало Шавлинского ущелья
12.08
14
дневка
-
-
баня
13.08
15
- п. Бегемот
32
5 ч 30 мин
пороги, “Кульминация”
14.08
16
- 3-ья ступень “Каши”
8
1 ч 20 мин 
1 и 2-ая ступени “Каши”
15.08
17
- р. Куркуре
10
2 ч 20 мин
3, 4 и 5-ая ступени “Каши”, “Ворота”
16.08
18
- р.Чульча
32
3 ч 20 мин
“Туданский”, “Коварный”, 
“Итыкайский”
17.08
19
радиальный выход на водопады Чульчи
7
5 ч 40 мин
курумник, кусты
18.08-
21.08
 
- п. Усть-Улаган - Чуйский тракт - г. Новосибирск - г. Уфа
-
 
машина, поезд
 
 
Техническое описание водной части маршрута
 

Используемые обозначения.

Номер. Название препятствия (“К.С.” - “Берег разведки” - “Берег страховки”). Краткое описание.

“К.С.” - примерная (по нашему мнению и для данного уровня воды) категория сложности, шестерочные препятствия разбиты на три (по сложности) части - А, Б, С.

“Берег разведки” - берег по которому предпочтительнее осуществлять разведку.

“Берег страховки” - берег по которому предпочтительнее осуществлять страховку.

 

    1. Река Богояш
 

В том месте, где мы подъехали к Богояшу, его расход составлял 12-16 м3, т.е. нижнюю границу расхода воды, который бы позволял в большей мере сплавляться, а не заниматься проводкой судов. Приведем здесь и хронометраж, т.к., хотя последние несколько лет большинство групп побывавших на Чулышмане и начинали с Богояша, но кроме видеофильмов, без соответствующих комментариев о проходимых препятствиях, у нас не было технического описания этого участка. Единственная информация, полученная от новосибирского водника Тенетова В.П., заключалась в том, что на Верхнем Чулышмане есть Ябалинское ущелье, препятствия которого не превышают IV к.с. Здесь мы не принимаем в расчет то описание, которое есть в книге “Реки азиатской части СССР”.

 

31.07 Выход в 10.00. Плесы, меандры, мелкие шиверы (Фото 10). Перед началом болот, в районе правого притока - порожек с крутым падением и с большим количеством камней. С 13.15 до 15.27 обед. Встали на стрелке Богояша с левым притоком в 17.30. На притоке недалеко от устья озеро. На правом берегу Чулышмана также много озер. Редкая облачность.

 

01.08 Выход в 9.00. Плесы. В 9.45 прошли раздвоение русла - пошли по левой протоке. В 10.45 - справа озеро. В 11.15 вошли в озеро. Двигались по основному руслу, по еле заметному течению. Когда ориентиры русла пропали - пошли на север. После появления струи и русла прошли пару перекатов. Обед с 13.30 до 15.15. Началась непрерывная шивера с крутым падением и большим количеством камней (Фото 11). Прохождение отдельных ее участков достаточно утомительно - полупроводка. Встали в 19.15. Впереди очередная шивера - порог с крупными камнями в русле. Мест для стоянок очень мало. Встали на левом берегу. Погода ясная.

 

02.08 Выход в 9.30. В 10.45 прошли правый приток. В 11.45 начались разбои и за ними длинный плес, который в 12.30 закончился впадением крупного правого притока Узун-Оюк. В 12.50 с шиверы, которая постепенно усложнялась и постепенно стала перемежаться порогами IV-V к.с., началось Ябалинское ущелье. Очень напряженный, протяженный и непростой участок. По берегам появился лес. Встали на обед в 13.50. В 16.15 вышли с обеда и в 17.15 встали на ночевку на правом берегу (Фото 12). Погода пугала, но дождя не было.

 

03.08 Первую половину дня занимались каркасом. Вышли после обеда в 15.15. Прошли трехступенчатый порог с видеосъемкой с SONY-ки. Она была на двойке, а на четверке был PANASONIC. В 16.15 Ябалинское ущелье закончилось, и мы вышли на равнинный участок. Перекаты, разбои. В 16.45 прошли левый приток - р.Ябалу. В 17.20 - правый приток р.Муштуайры. В 17.45 - левый приток р.Кугиноу. В 18.15 встали на левом берегу, на самом входе в Язулинский каньон (Фото 13). Стоянка очень красивая, но места для двух палаток - впритык. За 100 метров до стоянки - небольшой правый приток. Погода отличная.
 

 Общая схема участка Чулышмана в районе Язулинского каньона
Язулинский каньон  №1
 

04.08 Отошли в 11.35. В 12.00 прошли правый приток - р.Садеуртем. В 12.03 - остров. 12.07 - левый приток р.Майрык. 12.17 - стоп. Разведка. Перед этим прошли два порога. 12.40 - старт. 13.00 - стоп, разведка. 13.40 - старт. 13.43 - стоп, разведка. 14.03 - старт. 14.09 - стоп. Впереди препятствие №33.

Язулинский каньон  №2

 

33. Порог им. Мустафина.(4 - правый -левый). Первый серьезный порог Язулинского каньона. Длина - 100м. Через 100 м - "Солдатский мост".
 

Обед. 16.45 - старт 2-ки. Двойка зашла слева и затем свалилась в основную струю. Фото 14,
Фото 15. После прохождения 2-кой, порог прошла 4-ка. Четверка шла по основной струе с небольшой отработкой от скалы правого берега. Фото 16. В 17.45 стоп перед следующим препятствием. В 18.45 остановка на правом берегу в районе п.41. Погода отличная.

Начиная от “Солдатского моста” (Фото 17) и кончая п.74 лучше просматривать все препятствия. Это можно делать достаточно большими кусками.

 

34. Несложная шивера с сорным входом.
35. Несложная шивера.
36. Простой порог на плавном левом повороте - быстроток с валом до 0.8 м. Сразу за порогом можно пристать к любому берегу для просмотра п.37.
37. Порог (4сл - правый - “-“). Река делится островом на две протоки, в левую уходит 2/3 воды. В правой два слива до 1 м. В левой весь перепад теряется на участке 20 м, заваленном крупными камнями.
38. Простая шивера с пологим сливом в конце.
39. Порог (4сл - правый - “-“). Длина - 150 м. Начинается с разгонной шиверы, за которой лежит гряда камней через всю реку с узким сливом.
40. Простой пологий слив 1.2 м в скальном сужении и несколько скальных обломков в спокойной воде за сливом.
41. Порог (4сл - правый - “-“). В русле лежат три гряды камней, разделенных спокойною водой. Ширина проходов в грядах до 5 м.
05.08 Дошли до р.В.Кулаш. Обнесли вещи до п.47.

С этого места до п.71 шли на разгруженных судах с базовыми лагерями в районе п.47, п.54, п.62, п.71. Вещи обносили по тропе правого берега.
 

42. Порог (4 - правый - “-“). Короткий, но мощный слив. На входе чуть правее середины - камень делит поток надвое. Слева прямой водоскат. Справа узкий трек.
43. Несильная шивера с проходом по центру. В устье р.В.Кулаш или в 100 м ниже обязательная чалка к правому берегу перед пор.44.
44. Порог "Чертов мост" (6Б - правый - правый). Очень сложный и красивый порог. Начинается мощной 150 м шиверой, река входит в каньон с высотой стенок до 10 м. Далее 50м участок с навалами на стенки каньона и крупными камнями в центре, заканчивающийся мощным 1.5 м сливом, разделенным на части двумя скальными обломками. Кульминация порога через 20 м - крутой водопадный слив высотой около 3.5 м. Над сливом на высоте 6-7 м расположен старый деревянный мост, построенный еще в прошлом веке и дающий название порогу.
 
Прошли “Чертов мост”. 2-ка прошла два раза. Первый раз Лямин - Долгов, второй - Лямин - Миргазов. В первый слив заходили по треку вдоль левого берега. Затем сразу резко уходили влево (Фото 18, Фото 20), т.к., во-первых, этот слив направлен к правому берегу, а, во-вторых, в основной водопад мы хотели зайти слева (Фото 21), т.к. правую его часть после падения прижимало к скале правого берега. К левому берегу прижима почти нет или он незначителен. Прохождение прошло так, как и планировали (Фото 19, Фото 22). Страховка с правого берега в конце спокойного участка перед п.45.
Погода отличная. 45. Простой порог длиной 25 м с пологим сливом.
46. Порог "Серп". (4сл - правый - “-“). Серия прижимов к левому берегу и трек на выходе.
47. Короткий порог средней сложности. На правом берегу места для лагеря.
 Пор. 45-47 шли без промежуточных чалок.  48.Порог (4сл - правый - “-“). Несколько сливов и сильный навал на выступ скалы правого берега. Чалка к левому берегу в улов перед новым мостом для просмотра пор.49.
49. Порог "Оборотень" (6А - левый - левый). Гряда камней направляет струю от правого берега к левому, отсюда на участке 70 м вода сваливает под нависающую скалу правого берега, оставляя мало надежд на успешное прохождение. Остальная часть реки завалена крупными камнями с негабаритными непроходами между ними.
06.08 Перенесли вещи за п.54. Пороги 48 и 49 шли в связке. После прохождения 48-го шли по основной струе (фото 23), затем постепенно смещались влево. За выступом правого берега резко уходили в единственный проход между полого наклонным обломком скалы и скалой правого берега. Вправо неприятный прижим - миновать который в нашу воду было невозможно. Если двойка сама проскрябав по выступам правой скалы успешно вышла из порога (фото 24), то с четверкой было сложнее - за счет большей длины ее сильнее прижало к скале. Пришлось бросать морковку с левого берега, благо место страховки находилось прямо на обломке скалы, образовавшей левую сторону прохода, и оттаскивать корму на левую часть струи, таким образом выводя четверку из прижима. Правому переднему при этом неприятно зажало ногу, после чего собственно страховка и вступила в силу.
Вечером вчетвером пошли на кордон заповедника. В отличие от Язулы, где стоят дизельные генераторы, на кордоне есть минигидроэлектростанция. Егеря зовут Сергей. Ему 26 лет. Проговорили с ним до 24.00. Переночевали. Зарядили все что можно. Погода отличная.
 
50. Порог средней сложности.
51. Порог "Крученый" (4 - правый - “-“). С левого берега в реку вдается каменистая отмель, через которую вода сваливает вправо. Вдоль правого берега идет мощная струя, наваливающая на выступ правого берега, образуя отбойник.
52. Простой порог. Масса обливных камней и сужение русла за счет береговых скальных выходов.
Язулинский каньон  №3
 

53. Порог "Большие Глыбы" (6А - правый - правый). Этот красивый порог характеризуется своим названием. Сливы через обливные камни между огромными скальными обломками (фото 25). На выходе мощные бочки. Допускается несколько вариантов захода.

07.08 Пороги 50-52 проходили в связке. В “Большие глыбы” заходили по единственно возможному варианту - справа (фото 26, фото 27). Но если двойка, предварительно уткнувшись в центральный обломок скалы, уходила вправо от него в ворота, образованные им и еще одним обломком, то четверка уходила в левый от центрального обломка проход. Габаритного прохода как такового там не было и, поэтому, четверка выскакивала на большой пологий полуобливник и затем сползала в основную струю. Основная проблема для четверки заключалась в том, что зайти в данный проход было далеко не тривиально, в связи с тем, что еще левее и выше по течению есть еще один проход, в который также уходит достаточное количество воды, но попасть в который не было ни малейшего желания. Страховку организовали после порога с правого берега. Вещи обнесли по тропе крутого правого берега за п.62. Стоит жуткая жара.
 
54. Шивера. После шиверы на правом берегу оборудованная скамейкой стоянка.
55. Порог "Камень с дыркой" (4сл - правый - “-“). Проход левее камня с дыркою. Много обливных камней на заходе.
56. Порог (4 - правый - “-“). Слив 1.0 м. По воде выше среднего за сливом последняя надежная чалка перед пор.58.
57. Порог (4 - правый - “-“). Слив до 1.5 м у правого берега. Отсюда до п.58 еще один небольшой слив и 30 м быстротока.
08.08 Пор. 54-57 шли в связке. Местность на этом участке реки очень колоритная (фото 28). После 57 порога чалились в один из уловов левого берега, просматривали 58 с левого берега и отсюда стартовали в п.58.
 
58. Порог-водопад "Три Вовы" (6Б - оба - правый). Порог представляет собой два слива в каменную чашу диаметром около 30м. Левый слив многоступенчатый и маловодный. Основной слив находится в центре русла. Высота до 5м. Язык слива узкий, не более 1.5м по обливной плите, с обеих сторон от языка вода отвесно падает вниз. После падения в чашу вода некоторое время практически не имеет течения. Затем постепенно убыстряющийся поток уходит в каньон, где расположен п.59.
Шли левой частью основного слива (фото 29). При заходе по центру, за счет разности в скорости разных частей потока, велика вероятность разворота в сливе и падение лагом с большой вероятностью переворота. Двойка проходила два раза: первый раз Лямин - Долгов зашли правее чем “надо” и в результате - оверкиль (страховка сработала нормально); второй раз, учев ошибку прохождения, Лямин - Миргазов зашли еще правее, чтобы не развернуло, и прохождение закончилось удачно (фото 30), если не считать, что Миргазов Р. вылетел из упоров и вынужден был воспользоваться страховкой.
Страховку организовали 3-мя "морковками" из расщелины правого берега сразу за сливом.
 
 
59. Порог "Затычка" (6А - оба - левый). Находится в каньоне на плавном левом повороте. Плотная цепочка сливов и пенных ям, струя поджата береговыми скалами. Кончается порог навалом на обломок скалы в центре, перед которым образуется пульсирующий отбойник, распределяющий направление воды по своему усмотрению. Левый проход около 2.5м, правый - около 3м. В проходах мощные навалы от скального обломка на береговые скалы.
В нашу воду он был не очень опасен, т.к. пульсирующего отбойника не было и прижим к обломку скалы был не сильный и с водяной подушкой. Сначала прошла четверка, а затем двойка. Катамаран-2 страховался с воды катамараном-4. При прохождении выбрали левый вариант. Фото 31, Фото 32. При большем количестве воды, страховку, хотя это и очень неудобно (необходимо заходить с 57-го препятствия), лучше осуществлять с камней левого берега, т.к.
правый берег очень высокий. В лагерь пришли после 17.00. Опять очень жарко.

09.08 Устроили дневку с фотографированием и видеосъемкой “Трех Вов” и просмотром “Винта”, “Марии Ивановны” и стоянки в районе начала п.72.
 

60. Порог (4сл - правый - “-“). Серия сливов, далее быстроток 60м и прижим к правому берегу. В конце порога слева впадает р. Мал.Каракем.
61. Порог (4сл - правый - “-“). Узкие проходы между обливными камнями. Кончается сильным прижимом к правому берегу.
62. Порог (4сл - правый - “-“). Много обливных камней. В конце порога с левого берега выходит гряда камней. Струя наваливает на гряду и с большой скоростью устремляется под скалу правого берега, образуя опасный прижим. За порогом спокойный участок и на правом берегу место для лагеря.
10.08 Пор. 60-62 шли в связке. В нашу воду сильного прижима к скале правого берега не было.
 
63. Шивера средней сложности.
64. Порог (4сл - левый - “-“). Начинается на левом повороте. Мощный слив через обливные камни, далее сужение русла с зубом в конце сужения. Чалка для просмотра и страховки п.65 к левому берегу.
65. Порог (4сл - левый - “-“). Перед прохождением наметить чалку перед п.66. Чалка сложная на левый берег.
Пороги 63-65 шли в связке. 66. Порог "Винт" (6С - левый - левый). Сложный порог с проблематичным чистым заходом и очень неприятным основным сливом в конце. Входная часть - нагромождение валунов и глыб в русле. Далее быстроток 20м и могучий слив через все русло высотой до 2.5м. В левой части слива, куда направляется основной поток, образуется винт высотой до 1.5м, идущий косо от левого в водоворот около правого берега. Входную часть шли траверсируя струю слева направо, потом падали со слива между камнями около правого берега. Двигаясь вдоль правого берега, перед самым заходом в основной слив совсем прижимались к правому берегу (фото 33). Затем двойка резко ушла в правую безопасную часть основного слива и успешно прыгнув (фото 34), попала в водоворот правого берега из которого вышла через несколько попыток. 4-ка попыталась повторить этот маневр, но в заключительный момент, за счет большей длины, ее зацепило струей и потащило в основной слив около левого берега. Вовремя поняв, что запланированное не получится, а лагом валиться в основной слив - очень сомнительное мероприятие, гребцы выровняли судно и зашли в основной слив как можно правее (фото 35). В результате 4-ка пробила винт и упершись в подводный камень левого берега, постояв, была выброшена в водоворот правого берега, из которого также вышла не после первой попытки (фото 36). В какой-то момент было ощущение, что 4-ка перевернется через правый баллон - оба правых гребца были под водой. Страховку морковками осуществляли с левого берега.
 
 
67. Порог "Таганай" (4сл - правый - “-“). Образован тремя сливами. Первый и второй высотой до 1м, далее спокойный участок и мощный слив до 2.5м. Чалка к правому берегу.
68. Порог средней сложности с множеством сливов.
69. Простой короткий порог. За ним чалка к правому берегу. Отсюда обычно начинают обнос п.70-71.
70. Простой короткий порог (4 - правый - “-“). Мощный слив до 2.5м, далее до п.71 быстроток в скальных стенках.
Пор. 67-70 шли в связке с взаимостраховкой с воды. После п.70 чалились к скалам правого берега для просмотра п.71.
 
71. Порог "Мария Ивановна" (5 - оба - левый). Габаритный непроход в скальных стенках. Самый широкий проход-щель под левым берегом до 1.8м, за ним через 4м еще одна такая же щель с прижимом к скальному обломку справа. Далее струя собирается и наваливает сначала на скалы левого, а потом правого берега.
При прохождении протискивались в левую щель (фото 37). После прохождения первой щели катамараны перемещались вправо, т.к. слева прохода в нашу воду не было. При этом оба катамарана были прижаты к скальному обломку (фото 38, фото 39), возле которого находились несколько минут, после чего, в результате совместных усилий гребцов, успешно выерзывали в основную струю (фото 40).
Катамараны на ночевку зачаливали в вынос расщелины правого берега, от которого идет крутой подъем к стоянке. Это начало п.72.
 
72. Порог-шивера в широком русле (4 - правый - “-“). Мощная основная струя под правым берегом.
11.08 После прохождения п.72 чалились к левому берегу для разведки п.73.
 
73. Сложный порог (4сл - левый - левый). Крутой до 2-х метров слив. В левой трети слива наклонная обливная плита, с которой струя бьет в левый берег, отражается от него и уходит в карман правого берега. Метров через 75 двое ворот, образованных большой глыбой по центру реки и мелкими камнями слева от нее и правым скальным берегом. При этом, правый проход лучше, но технически сложнее.
Здесь мы несколько расслабились, за что и были немедленно наказаны. Успешно пройдя обоими судами входной слив (фото 41, фото 42), и не разведав до конца выходную часть (ее не видно и мы посчитали, что это препятствие уже закончилось), 4-ка пошла дальше. Пройдя несколько десятков метров и увидев скальный обломок по центру - 4-ка резко зачалила к левому берегу, метров за 10 до него. Слева просматривался проход по мелким камням. 4-ка отчалив, начала разворачиваться, но, не успев до конца произвести этот маневр, была подхвачена потоком и прижата к центральному обломку. Самостоятельно выбраться 4-ка не смогла и усиленно начала звать на помощь двойку, которая была метров 50 позади. Подоспевшая двойка, зачалившись к правому берегу, попыталась при помощи морковки вытащить 4-ку, но, только после десантирования одного из гребцов 4-ки совместными усилиями удалось освободить 4-ку из каменно-водяного плена.
  74, 75, 76. Простые пороги.
77. Порог средней сложности в скальном коридоре на крутом левом повороте реки.
78, 79, 80. Простые препятствия. Идутся с ходу. Каньон раздвигается. Виден Язулинский мост. За ним через 300м хорошее место для стоянки на левом берегу. Это конец Язулинского каньона.
П. 74-80 шли с взаимостраховкой с воды. Из каньона вышли в 12.30. 2. Язулинский мост - устье р.Чульчи.
 
От Язулинского моста до начала Шавлинского ущелья около 8 км.

Участок Чулышмана от Язулинского каньона до Шавлинского ущелья

81-84. Шиверы.

 
 В 13.00 - левый приток Нижний Тартагай. В 14.00 - правый приток Средний Кулаш. 14.10 - встали на левом берегу на обед. В 15.30 - вышли с обеда. Где-то в 16 с лишним начались препятствия Шавлинского ущелья.
 
85. Порог-шивера "Мини Каша" считается входным в Шавлинское ущелье.
Шавлинское ущелье

86. Шивера "Катушка" - горка длиной 100 м. Вода с большой скоростью течет по валунам средних размеров.
87. Простая шивера.
88. Порог-слив "Башни". Одиночный слив. Напротив слива на правом берегу конгломератные столбы башни с огромными валунами на макушках.
89. Шивера. Длина 300м.
90. Порог "Поперечный". В пороге остров. Правая протока непроходима. В левой протоке на выходе гряда камней.
91. Шивера в устье р.Адулюгем. Много рыбы. В 300м ниже на левом берегу неплохая стоянка.

В 17.15 встали за левым притоком - р.Альдугем. Погода отличная.

12.08 Дневка, баня. Погода отличная.

13.08 Низкий уровень воды позволил нам идти пороги Шавлинского ущелья (кроме пор. "Кульминация") без предварительной разведки. В порогах линия движения хорошо читается с воды. Сложность препятствий нарастает постепенно. Для порога "Кульминация" разведка обязательна.
 

92. Шивера "Длинная" - 350м.
93-95. Мощные шиверы средней сложности.
96. Порог "Стадо бегемотов-1" средней сложности. Перед порогом остров с растущими на нем деревьями. В пороге много крупных полуобливных камней. 97. Простая шивера.
98. Порог "Стадо бегемотов-2" средней сложности с множеством полуобливных камней.
99. Порог "Черный клык" (4 - оба - “-“). Река разделена продольной цепочкой камней на две протоки. Идти можно как правой, так и левой протокой. В выходной части вода движется по диагонали от правого берега к левому, и у середины слива наваливает на обломок скалы - черный клык.
За порогом справа впадает р.Н.Кулаш.
100, 101. Шиверы средней сложности.
102. Порог "Кульминация" (5 - оба - левый). Сложный, требует просмотра для определения линии движения среди нагромождения обливных и полуобливных камней.
Шли, заходя в порог вдоль правого берега, затем по центру. Выход из порога через несколько ворот вдоль правого берега. Это был единственный проход в нашу воду. Двойка прошла хорошо (фото 43), а четверка, пройдя успешно входную и среднюю части порога (фото 44), зацепив перед выходными воротами камень и развернувшись, была вынуждена проходить заключительную часть вперед кормой (фото 45). Разведку и страховку осуществляли по левому берегу.
 
103. Мощный порог средней сложности. Состоит из двух частей, разделенных быстротоком 40-50м. Первая часть - крутой слив-горка, вторая часть - сливы, косые валы.
104. Шивера, переходящая в порог "Пустячок".
105. Порог средней сложности "Пустячок". Начинается длинной шиверой. На выходе - сложный, мощный слив через всю реку, разделенный двумя глыбами на три части. Левый слив засорен камнями на выходе. В центральном сливе вода с высоты 1.5м падает на острые зубья. Правый слив очень узкий, на выходе полуобливной острый зуб.
106. Шивера длиной 300м.
107-110. Мощные простые шиверы. Шавлинское ущелье заканчивается. По берегам прекрасные места для стоянок. Справа впадает р.Шавла. До порога "Бегемот" около 10 км спокойной воды с легкими перекатами.
Вышли в 9.15. В 12.15 вышли из Шавлинского ущелья. В 12.45 в устье Шавлы встали на обед. Вышли в 14.15.
 
Чулышман в районе порога "Каша"
 
111. Порог "Бегемот". Технически простой, вал до 1м. В русле отдельные крупные глыбы.
Встали на стоянку после “Бегемота” минут через двадцать. Было 17.15. Весь день было жарко, вечером стало пасмурно, ночью шел дождь, гроза.

14.08 Вышли в 10.15. В 11.00 подошли к “Трубе” и “Предкаше”.

   112. Порог "Труба". Чалка к левому берегу в конце большого улова перед левым поворотом реки. Отсюда начинается осмотр препятствий, переходящих в порог "Каша". Порог "Труба" простой с мощными, широкими, пологими сливами.
113. Шивера "Предкаша" средней сложности, переходит в порог "Каша" практически без перерыва. Река делает левый поворот и ускоряется.
В 11.10 зачалились на левый берег перед первым каскадом “Каши”.    114. Порог "Каша" (6Б - левый - левый). Самый сложный порог на нижнем Чулышмане. Непрекращающаяся цепь мощных сливов, пенных ям, валов, навалов на отдельно стоящие камни на протяжении около 2 км. Порог, по описанию В.Мустафина, можно условно разделить на 5 ступеней. Первый участок начинается длинной мощной шиверой на большом уклоне. На выходе вода в пологом мощном сливе наваливает на большой подводный камень, образуя большую водяную подушку, ниже которой пенная яма. После слива быстроток до 70м. Хорошее место для чалки в улове левого берега.
Второй участок около 200м. Основной слив во второй половине ступени. Слив многоступенчатый, через глубинные плоские плиты. Сливы широкие, мощные, оканчивающиеся пенными ямами.
Третий участок около 300м. Состоит из двух частей. Первая - до правого поворота, вторая - после поворота. Первая часть имеет ряд мощных сливов под правым берегом, оттуда струя по всей длине правого поворота наваливает на левый берег. После быстротока длиной 50м вода уходит под правый берег. Здесь мощным сливом через всю реку начинается вторая часть третьей ступени. Слив находится между береговыми камнями правого берега и грядой крупных валунов слева.
Четвертая ступень самая короткая и простая. Начинается после третьей почти без перерыва. Представляет собой мощный чистый водосток в центре русла. Пятая ступень начинается длинным шиверистым участком с множеством камней в центральной части русла, которые разбивают струю на две части: правая более забита камнями, менее мощная, левая - чистая, мощная, ярко выраженная, идет под левым берегом. В конце левого поворота начинается длинный водосток, который на выходе с силой бьет левой половине своей части в подводный камень и образует при этом водяной гриб высотой 2-2.5м. В правой части мощная двойная бочка. Через 50м удобное место для чалки в улов левого берега. Отсюда до конца порога еще 200м валов, камней, небольших сливов.
“Кашу” проходили отдельными ступенями по очереди обоими судами. Уровень воды и водоизмещение судов позволили нам начать прохождение порога на загруженных судах.
Двойка удачно прошла первую ступень (фото 46, фото 47). Самую сложную часть этой ступени - выход, она прошла слева от двух центральных камней (фото 48). Перед самим выходом, справа, был обливной “зуб”, который, собственно и осложнял простой проход вдоль правого берега. Но он плохо просматривался даже с берега. Четверка планировала прохождение вплотную к “зубу” с выходом вдоль правого берега, но, несколько перестраховавшись от выхода в центр, стукнулась передними поперечинами об “зуб”. Но это не повлияло на линию движения судна (фото 49). Результат “поцелуя” мы поняли только на берегу - сломанная первая и треснутая вторая поперечины. Страховка и фотовидеосъемка осуществлялась с левого берега.

Вторую ступень оба судна прошли нормально (фото 50, фото 51).

На входе в 3-ью ступень, двойка, отклонившись от запланированной линии движения прохождения группы камней по центру (планировалось прохождение слева, а двойка вдруг резко пошла направо), налетела лагом на наклонный камень и перевернувшись, буквально тут же была, усилиями гребцов, была зачалена к правому берегу. Благо в этом месте проход был довольно узкий и берег находился рядом. Но один из гребцов - Долгов Валера, находясь на течении между баллонов, был оторван от катамарана и смог зачалиться к левому берегу только перед самым входом в 5-ую ступень. Страховка, находящаяся в конце третьей ступени, была рассчитана на прохождение основной части этой ступени вдоль левого берега и не “сработала” в связи с тем, что река здесь довольно широкая, а Долгова В. несло вдоль правого берега, хотя он и прилагал немалые усилия для смещения влево. Остаток “Каши” решили проходить на следующий день. Лямина Александра и груз с двойки переправили на четверке по относительно спокойному участку воды, находящемуся между второй и третьей ступенями. Тут же (на входе в 3-ью ступень) заночевали около скал. С выбором места для палаток на этом участке реки имеются немалые трудности. И, вообще, берег вдоль всей “Каши” очень не прост для любых перемещений, не говоря уж о местах для ночевки. Съемка прохождения третьей ступени также очень затруднительна.

15.08 Ночью был дождь и утром уровень воды заметно повысился.

Сначала обнесли вещи до конца “Каши”. Переправили “двоишников” на правый берег. Затем четверка успешно прошла третью и четвертую ступени. Двойка прошла остаток третьей и четвертую ступени (фото 52). В третью ступень заходили слева, затем смещались вправо, потом траверсировали струю справа налево вдоль ряда больших камней лежащих по диагонали от правого к левому берегу. Пятую ступень прошли по очереди - двойка (фото 53, фото 54), а затем четверка. Заходили в нее слева, затем смещались вправо, чтобы обойти полуобливную наклонную плиту справа. Выходили из этой ступени по центру. После обеда на выходе из порога в 15.30 вышли дальше.
 

115-117. Мощные шиверы. Сливы, вал до 1.5м. Шли без разведки по основной струе.
118. Порог "Ворота" (5 - левый - левый). Образован двумя большими скальными обломками, перегораживающими реку. Единственный проход у левого берега. На скальные выходы мощный навал.
 
Двойка удачно прошла порог с грузом, а четверка проходила его разгруженной. Двойка заходила ближе к левому берегу, а затем делала прострел в суводь того же берега, таким образом, обходя опасный прижим (фото 55). Четверка проходила аналогично, только заходила вдоль самых камней левого берега (фото 56).
  119-123. Шиверы средней сложности.   Встали на ночевку в 18.30 на правом притоке р.Куркуре, на котором, недалеко от устья, находится очень красивый водопад.

16.08 Вышли в 10.10.
 

Нижний Чулышман
 
124. Порог (4 - правый - “-“). В центре русла два больших камня, слева от них группа более мелкий камней.
125. Шивера.
126. Порог "Туданский" (5 - оба - оба). Вход в порог разделен двумя крупными скальными обломками на три части. Большая часть воды левого прохода попадает в скальный карман у левого берега. Средний слив прямой, высотой до 1м. Правый проход маловодный. Далее после 50м быстротока слив через большую обливную плиту. Перед сливом - прижим к скальному обломку справа. Ниже идет цепочка мощных валов и бочек до конца порога.
В нашу воду правого прохода, как такового, не было. Была реальная возможность проходить по любому из оставшихся. После просмотра порога с правого берега выставили видеооператора на скале левого берега. Шли центральным (у нас он стал правым) проходом (фото 57, фото 58).

После прохождения порога пообедали на левом берегу.
 

127. Шивера средней сложности.
128. Порог "Коварный" (5 - левый - левый). Вход в порог перегорожен грядой больших валунов. В центре - сильный навал. Правее - мощный косой слив. Далее 50м спокойной воды, еще один мощный слив, навал на гряду камней от левого берега, цепочка мощных валов. На выходе узкие косые ворота из двух обливных камней.
 Двойка проходила слева, а четверка справа.
 
129. Мощная шивера средней сложности.
130-131. "Итыкайские шиверы" (4 - “-“ - “-“). На заходе - большое количество надводных и подводных камней по всей ширине русла. Мощные валы, бочки, навалы на камни. Интересный, оригинальный и длинный шивера - порог. Очень техничный.

Далее на протяжении 5км цепочка постепенно упрощающихся шивер. Справа впадает р.Чульча. Отсюда до Телецкого озера около 30км.

Пришли в устье Чульчи в 18.30. Лагерь поставили на правом берегу Чульчи.

16.08 Ходили на водопады Чульчи - незабываемое великолепное зрелище (фото 59). Вышли в 9.20. Обратно пришли часам к 16.00. На обратный путь затратили 2 часа 40 минут. Пообедали. Двойка переправилась на левый берег Чулышмана. Около 18.00 появился ГАЗ-66 с Олегом Демьяновым. Утром следующего дня мы уехали в Новосибирск, куда и успешно приехали 19 августа в 19.00.

* Несколько слов о том, кто и что проходил - ведь у нас была проблема “7 на 6 не делится”. С самого начала маршрута экипаж “двойки” был зафиксирован - Лямин А., Долгов В, а у “четверки” были несменяемыми - Верхотуров М., Перескоков Ю. и Карпенко А. Таким образом, Миргазов Р. и Хайрутдинов Н. через день меняли друг друга на “четверке”. На “Чертовом мосту” и “Трех Вовах” мы заносили двойку на еще одно прохождение и вторым, в этом случае, к Лямину А. садился тот участник группы, который был в этот день “свободным”. В эти дни это был Миргазов Р. “Винт” на “двойке” проходил Миргазов Р. вместо Долгова В.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 

Шестерочные пороги Чулышмана
 
Название
К.сл
l
Определяющие элементы
Как пройдено
1 п.44 “Чертов мост” 50м две ступени 1.5 и 3м 2-ка (2раза) и 4-ка
2 п.49 “Оборотень” 75м габаритные непроходы 2-ка и 4-ка
3 п.53 “Большие глыбы” 75м габаритные непроходы 2-ка и 4-ка
4 п.58 “Три Вовы” 25м водопадный слив 5м 4-ка и 2-ка(2раза, 1раз оверкиль)
5 п.59 “Затычка” 50м ряд сливов и прижим 2-ка и 4-ка
6 п.66 “Винт” 75м слив с прижимом и винт 2-ка и 4-ка
7 п.114 “Каша” 2км пять сложных каскадов 2-ка(без 10м в 3-ем каск.) и 4-ка
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Аварийные выходы с маршрута

 

Аварийные выходы на данном маршруте осуществимы следующим образом:
 
Участок пути
Вариант выхода
верховья р.Богояш - 
начало Шавлинского ущелья
пос. Язула
начало Шавлинского ущелья - 
пор. Бегемот
кордон Чодро
пор. Бегемот - 
р. Чульча
дорога по левому берегу р. Чулышман
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Техническое обеспечение группы
 
Радиостанция “Motorola - GP - 300” - 3 шт.
Видеокамера “Panasonic - G - 120” - 1 шт.
Видеокамера “Sony”                       - 1 шт.
Комплект аккумуляторов и
зарядных устройств                        - 2
 
Весовые характеристики груза на 1-го участника
 
 
Характер груза
Вес (в кг.)
1 Общественное снаряжение 
15.8
2 Продукты питания
14.4
3 Личное снаряжение
14.0
  Итого:
44.2
 
 
 
 
 
Итоги, выводы и рекомендации

История прохождения Чулышмана и основной итог путешествия

 

Основным итогом похода является полное прохождение рр. Богояш - Чулышман. В 1994 году группе Андрея Волкова за наиболее полное, на тот момент времени, прохождение р. Чулышман было присуждено, как известно, первое место в Чемпионате России - 94. Если для четверок, четыре года спустя, это, наверное, не является большим достижением, после прохождений Тоболина - 96 (4-ое место в Чемпионате России) и Черника - 98 (зарекаемся, 1-ое место в ЧР - 98), то для “двоек” - это, по нашим данным, первый раз.

История полноты прохождения Чулышмана с тех пор, по имеющейся у нас информации, сильно не изменилась. Она представлена в дополненной таблице, основа которой взята из отчета Волкова А.

 
 
Год
Город
Руководитель
Что пройдено
1956 Москва Косарев Е. Попытка прохождения нижней части
197х - Митрофанов В., 

Дворяшин Б.

Вся река с большим количеством обносов
1972 Томск Чесноков С. Шавлинское ущелье
1976 Челябинск Мустафин В. Язулинское ущелье без п. 44, 49, 53, 58, 59, 66, 71
1977 Москва Мерзликин А. Пор. 53 “Большие глыбы”
1977 Москва Дюжиков И. Попытка прохождения “Каши”
1979 Москва Фомин А. Пор. 44 “Чертов мост”, “Каша”
1979 Барнаул Колчевников М. “Каша”
1982 Москва Фомин А. Пор. 58 “Три Вовы”
1991 Москва Виноградов В. Пор. 59 на плоту
1994 Москва Волков А. Все, что есть, кроме выходной части пор. 49 и заходной части пор. 66 для кат-4 и всего пор. 66 для кат-2
1995 Москва Власов В. Кроме “Трех Вов”, “Затычки” и “Винта”
1996 Ростов Тоболин С. 7-тонные кат. - 4-ки (обнос выходной части “Оборотня”(обоими судами) и оверкиль в “Винте” одного катамарана) - по видеофильму
1997 Петербург Капранов Н. “Много обносов и аварийных прохождений” - из заметок Рязанского Н.
1998 Москва Черник С. Оверкиль одной из “четверок” в “Трех Вовах” и “Винте” - от Котельникова А.
1998 Уфа Верхотуров М. Абсолютно все для "четверки";  все для “двойки”, кроме 10 метров  в третьей ступени “Каши” 
 

Заброска и отход

Всем, кто хочет попасть без пересадок с Новосибирского ж/д вокзала почти в любую точку Алтая, рекомендуем братьев Юру и Олега Демьяновых. Стоимость проезда (лето 98 года) - 1.5 руб/км. Их координаты в городе Новосибирске: тел (3832) -330896 (круглосуточно) и (3832) - 332458.

Встречи с туристами

На маршруте мы не встретили ни одной группы, хотя впереди нас прошла группа Черника.

Встречи с местными жителями и зарядка аккумуляторов

В заповеднике, мы ни кого не встретили, хотя желания такого и не возникало. В поселок Язула мы не заходили, т.к. не было в этом никакой необходимости. Зарядку аккумуляторов лучше производить на кордоне заповедника, т.к., в отличии от пос.Язула, на нем есть минигидроэлектростанция. Электричество же в поселке - дизельные генераторы. Несколько раз рядом с нами деревенские из Язулы косили траву - в результате на “четверке” не стало 70% основной чалки (мы в это время были в лагере). Чуть ранее того места Чулышмана, где подходит дорога с Усть-Улагана, иногда слышен или виден проезжающий мимо автотранспорт.

О затратах

С учетом всех затрат поход обошелся каждому из нас в размере 1 700 руб (1125 - транспорт, 300 - продукты, 275 - питание в дороге и ост. расходы).

О снаряжении

Дюралевый каркас для катамарана 4-ки мы берем с собой, начиная с 1992 года, в независимости от протяженности и сложности пешей части (в первоначальном основном варианте она у нас планировалась). И на этот раз, с учетом безлесой зоны в верховьях р. Богояш, мы также не отказали себе в этом “удовольствии”.

О питании

Для приготовления пищи на Богояше, лучше привезти с собой дрова, что мы и сделали, заготовив их в районе Ак-Таша.
Раскладка в нашей группе - это более или менее устоявшийся вопрос. Каждому участнику группы выдается один вот такой листок:

 
 
 
Обязательный набор
Наименование
Количество
Вес(примерный)
Сухари  4 буханки 1.0
Тушенка + 2 банки(350гр) 1.0
Чай  200 гр 0.2
Сахар  2.5 кг 2.5
Мука + 0.5 кг 0.5
Сало *  1.0 кг 1.0
Чеснок  5 гол 0.3
Лук  5 гол 0.2
Бульон(гриб, кур)  10 шт 0.3
Шоколад * 200 гр ** 0.2
Курага * 0.5 кг ** 0.5
Соль  100 гр 0.1
Масло топл.  0.5 л 0.5
Масло раст,  0.5 л 0.5
Соус(кубики)  5 шт 0.2
Сыр * 0.6 кг 0.6
Конфеты(леденцы) * 0.2 кг ** 0.2
Лимон(полузеленый, пупырчатый) 2 шт 0.2
Итого:   10.0 кг
"+" - по праздникам и по свободному времени(мука)
 
Основные продукты(на одно дежурство)***
 
№ р-и
1
2
3
4
5
Завтр.
Гречка 0.6
Сух. овощи**** 0.2
Картошка
1.0
Спагетти
0.8
Гречка 0.6
Сух. овощи**** 0.2
Рис 0.6
Сух.
овощи**** 0.2
Обед
Борщ 0.4
Борщ 0.4
Курин.б 0.6
Борщ 0.4
Горох.суп 0.6
Ужин
Спагетти 1.0
Рис 0.6 сух. овощи**** 0.2
Картошка 0.8
Картошка 1.0
Рожки
0.8
Итого
2.2
2.2
2.2
2.2
2.2
* На пешке : 1) сало на ужин
2) половина кураги   \
3) весь шоколад        \     2 перекуса
4) половина сыра       /
5) половина конфет  /

(оставш. курага, сыр, конфеты по усмотр. дежур. на перекусы на водную часть маршр.)
** На перекус возможна замена сладкого на смеси типа “Орехи с медом”, казинаки и т.д.
*** На первом дежурстве каждых дежурных (на активной части) норму основных продуктов уменьшить на 20%, которые перебросить на 3 или 4-ое (по усмотрению дежурных) дежурство
**** Сух.овощи: сухая свекла, сух.лук и.т.д.(Если нет, то заменять кашей)(каши - 80 грамм на 1 чел, вермишелевые и картошка - 100 грамм на 1 чел.)

Итого продук. на 1 чел.: 10.0кг + 2.2кг * 2дежур. = 14.4 кг.
 
Рекомендации в выборе маршрута

В качестве рекомендаций хотелось бы высказаться за маршрут Богояш - Чулышман, в отличии, от более популярного в предыдущие годы, маршрута, начинающегося от “Солдатского моста”. Основное преимущество первого варианта заключается в постепенном нарастании сложности препятствий и посещении красивых и диких мест, расположенных в верхнем течении р. Чулышман.
Водопады Чульчи и водопад на р. Куркуре - это те достопримечательности маршрута по Чулышману, которые рекомендуем для обязательного посещения.

Ложка дегтя

 
Из сообщений информационных агенств
11.09.98

Ракета-носитель "Зенит-2", запущенная 10.09.98 в 00.29 по московскому времени с космодрома Байконур, похоронила под своими обломками 12 коммерческих спутников США типа "Globalstar", предназначенных для создания системы спутниковой связи, аналогичной системе IRIDIUM.
На 272 секунде полета произошло отключение двигателей и носитель вместе с грузом упал на Землю в труднодоступном районе Улаганского района Республики Алтай (в девяти километрах восточнее озера Иткуль на высоте 2500 метров над уровнем моря). От точки падения до ближайшего населенного пункта около 100 километров. Из-за плохой погоды комиссия, вылетевшая из Москвы сегодня утром, сможет добраться к нему только к вечеру.
Воздушная разведка показала, что пожара на месте падения "Зенита" нет.
Жидкостные двигатели ракеты-носителя "Зенит" работают на нетоксичных компонентах топлива - жидкий кислород и керосин.

 

28.09.98

Поиски фрагментов потерпевшей 10 сентября аварию ракеты-носителя "Зенит-2" прекращены. Ни обломков самой ракеты, ни обломков двенадцати американских спутников связи "Глобалстар" поисковики обнаружить не сумели. Все что смогли найти на месте предполагаемого падения "Зенита" - это два почти полностью сохранившихся фрагмента головного обтекателя ракеты, которые нашли оперативники МЧС Республики Алтай 14 сентября. Это произошло в верховьях реки Кыга, впадающей в Телецкое озеро. По мнению специалистов, обтекатели принадлежат "Зениту".
В то же время комиссия пришла к выводу, что обнаруженные крупные обожженные лесные массивы общей площадью 2500 гектаров появились в результате космической деятельности. Приблизительная сумма ущерба - около 5 млн. рублей.
КБ "Южное" гарантировало возмещение всех поисковых расходов и экологического ущерба, нанесенного природе Горного Алтая.

Источник: InfoArt News Agency

***********************************************************

РАКЕТНЫЙ УДАР ПО АЛТАЮ
(статья вошла в отчет с небольшими изменениями)

С 50-х годов советские "мирные" и военные ракетчики используют малонаселенные районы Горного Алтая для своих секретных исследований и задач. Тысячи тонн космического металла, несгоревшее топливо и окислители - все это буквально падало на головы охотникам, земледельцам, скотоводам. У всех членов экспедиции, куда входили географы, экологи и этнографы из Владивостока, Новосибирска, Барнаула, Сан-Франциско, волосы встали дыбом в этой аномальной зоне. Зоне смерти.

Село Язула

По рассказам жителей села Язула, расположенного вблизи Алтайского государственного заповедника, в 1969 году сюда на вертолете прилетели военные с Байконура и приказали: "Ройте окопы, скоро будут падать ракеты". Люди у нас послушные, лишних вопросов не задают. Ракеты, значит, ракеты. Каждая семья во дворе своего дома вырыла траншеи. Накрыли их доскам и засыпали землей. В эти бомбоубежища жители должны были прятаться по команде военных. Скот и имущество оставались без укрытия. В запланированный день ракеты, правда, не прилетели. Но уже на следующий год они начали частенько падать вокруг, а также севернее - в горах и в заповеднике. Обрушиваются они и сегодня. Но особенно много их прилетело почему-то в 1990 году. Сибиряки и не знали, что генералы открыли здесь свой полигон. Сюда "выстреливают" межконтинентальные баллистические ракеты. С остатками топлива они регулярно со страшным грохотом падают на алтайскую землю. Эпицентр полигона - территория вокруг села Язула. Район занимает площадь длиной 150 и шириной 10 км.

С началом падения ракет начался массовый падеж скота, лошадей, овец. В реке Чулышман исчезла рыба. На озера перестали прилетать утки. Изменился вкус молока. Люди стали вдруг отравляться съедобными грибами. Жители Язулы начали неожиданно седеть. В норму вошли чуть ли не повальные заболевания почек, печени. То у одного, то у другого возникали судорожные припадки, носовые кровотечения. У всех жителей повысилось кровяное давление, чему удивились районные врачи. Да и психика у многих теперь повреждена: ни с того, ни с сего вешаются, топятся. Душевные расстройства обычно протекают буйно. Больные не могут сидеть на месте, бегают, говорят "что попало".

Военные предложили жителям Язулы переселиться к селу Усть- Улаган, где им было отведено место, но народ решил оставаться на месте, которое выбрали их предки. Но полигон - это не только Язула.

Село Саратан

Жители села Саратан рассказывают, что первый ракетопад у них случился в 1959 году. В районе "приземления" ракет на альпийских лугах стал также гибнуть крупный рогатый скот, лошади, овцы. была уничтожена вся растительность. Исчезли яркие высокогорные цветы. И отсюда улетели птицы. Теперь там нет косачей, белых куропаток, глухарей, даже кукушек. Из лесов ушли лоси, медведи. Умолк птичий гул. В лесу - мертвая тишина.

Село Каракюдур

Большинство местных там болеет гипертонией, особенно в возрасте после 40 лет. Повышенное кровяное давление и у молодых. С 1992 года почему-то выпадают волосы у школьников. Сейчас в селе есть десять совершенно лысых учеников. Дети часто жалуются на боли в животе, тошноту, рвоту. У многих волосы начали седеть в 20-25 лет. Часто наблюдаются носовые кровотечения у детей, обычно по ночам во время сна. Головные боли у всех жителей: многие принимают анальгин, аскофен. Почти все после 40 лет жалуются на снижение памяти. Возникли странные психические заболевания. Болезнь выражается в агрессивном отношении к близким, родным. Многие из числа "психических" кончают жизнь самоубийством.

Село Балыкча

Расположено недалеко от Телецкого озера, в районе отделения вторых ступеней ракетоносителей (РН), выводящих на орбиты тяжелые космические аппараты. В округе много осколков и фрагментов РН. Падают они и в огороды, убивают скот. Среди школьников много поседевших и облысевших. Высокий уровень самоубийства среди детей и подростков, чаще в форме самоудушения. Много случаев рака. Дождевая вода в лужах сверху покрыта желтой пленкой. От нее на коже появляются сыпь, волдыри, сопровождающиеся сильным зудом. Совсем недавно, в июне, выпал желтый дождь, который уничтожил все, что росло само по себе или было посажено: стебли картофеля, листы, яблонь.

Телецкое озеро

Бывший директор Алтайского государственного заповедника (1991-1993 гг.), старший научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН А.Паничев рассказал, что, проживая в селе Яйлю, где расположена дирекция заповедника, часто наблюдал, как над северным районом озера происходит отделение второй ступени РН. В начале июля 1994 года, через 6 минут после запуска космического аппарата с космодрома Байконур примерно в 20 часов по местному времени на высоте 5-6 тысяч метров появилась огромная цистерна. Она летела, медленно кувыркаясь, с запада на восток по линии сел Артыбаш-Яйлю. По свидетельству старожилов, в Телецком озере раньше было очень много рыбы. С 50-х годов начинается резкое сокращение ее численности.

Алтайский государственный заповедник

А.Паничев обошел всю северную часть заповедника. Он сильно загрязнен обломками РН. Среди них встречаются металлические фрагменты более чем 30-летней давности. Они небольшого размера, и края их оплавлены. Свежие куски РН - большей величины и не оплавлены. Много обнаруживается деталей ракетных двигателей и тяжелых фрагментов РН весом до 70 кг. Примерно в 100 км от Телецкого озера на территории заповедника он обнаружил четыре топливных бака РН. Следов повреждения на них нет. На боках видны очереди из автоматов, но пули не пробили стенки. Огромное кладбище таких баков обнаружено во время нашей экспедиции восточнее южной части Телецкого озера. "Отделение вторых ступеней РН над Телецким озером и заповедником наносит огромный ущерб природе" - таково заключение А.Паничева. Заповедник не только засорен обломками, большими фрагментами и топливными баками РН, в нем часто из-за этого возникали пожары. В мае этого года в горах выгорело более 6 гектаров. Горели мхи, лишайники, тундровки, березки, поджечь которые обычными средствами невозможно. Граница пожара четко очерчена пятном вылившегося горючего.

Усть-Улаган. Центральная районная больница

Врачи отмечают резкие изменения в заболеваемости населения района. По существу прекратилось сращивание сломанных костей и заживление ран. У детей участились случаи врожденного уродства, несовместимые с жизныо. Такие, как отсутствие стенок живота, даже... головы! Таких уродств никогда не было в районе.

Приведенные жителями и врачами Улаганского района факты мы наблюдали и в тех районах, где проводились подрывы ракет, шахт МБР, испытывались ракетные двигатели на гептиловом топливе, а также в местах дислокации дивизий ракетных войск стратегического назначения (РВСН). Обычно с действием гептила на организм человека сталкиваются в армии и на химзаводах, производящих топливо и его компоненты. Мы же впервые в мировой практике наблюдаем за действием гептила в мирной жизни.

Зона загрязнения опасными компонентами ракетного топлива захватьвает не менее трех районов - Улаганский, Турочакский и Чойский, а также весь Алтайский заповедник.

В 1984 году американцы сообщили о числе запущенных на территорию Улаганского района межконтинентальных баллистических ракет, каждая из которых имела около тонны остаточного гептила.

Само воздействие ракетного топлива на людей и природу тщательно скрывалось на протяжении 40 лет. Не уберегали от болезней, а по сути обрекали на медленное, мучительное вымирание. В результате нанесен ущерб Алтаю и всей Западной Сибири. Ведь в районе полигонов космического агентства и Министерства обороны формируются сети многоводных рек-великанов - Оби и Енисея.

В.ЛУПАНДИН,

доктор медицинских наук

"Молодежь Алтая", 16 августа 1996 г.

***********************************************************
 

Картографический  материал
 

Схемы, ходовые карты (8 штук)

Общая схема участка Чулышмана в районе Язулинского каньона
 
Язулинский каньон  №1
 
Язулинский каньон  №2
 
Язулинский каньон  №3
 
Участок Чулышмана от Язулинского каньона до Шавлинского ущелья
 
Шавлинское ущелье
 
Чулышман в районе порога "Каша"
 
Нижний Чулышман
 
 
Карты (7 штук)
 
Обзорная: Башкаус - Чулышман - Телецкое озеро (10-ти км)(1 786 737 байт)
 
Богояш - Верхний Чулышман (5-ти км-ка увеличенная до 2-ух км)(208 394 байт)
 
Язулинский каньон (2-ух км)(5 190 499 байт)
 
Шавлинское ущелье - Чодро (2-ух км)(4 735 629 байт)
 
Средний и нижний Чулышман (2-ух км)(4 535 007 байт)
 
Чульча (2-ух км)(4 823 594 байт)
 
Коо - Балыкча (2-ух км)(5 777 620 байт)