Фактографический материал

по походу и НС на ррйгаинг, Пскем

 

1.           Вид туризма, категория сложности похода

Водный, 6к.сл.

2.           Характер несчастного случая (НС) (травма, заболевание, и т.п.)

Погиб участник.

3.           Место происшествия НС (характеристика препятствия)

Порог «Штольня» на реке Пскем (Запянь-Шань). Препятствие протяженное – несколько км. Уровень воды – средний (около 70 кубометров в сек.)

4.           Заявленное и фактическое количество участников в группе.

Заявлено 7-мь основных участников, фактически пошло 5. Соответствующее сообщение в ЦМКК было послано.

5.           Фамилия, имя, отчество руководителя группы

Верхотуров Михаил Александрович

6.           Фамилии, имена, отчества фактических участников группы (соответствие заявке, ФИО незаявленных участников)

Гринько Сергей Николаевич

Марьин Александр Петрович

Рубцов Евгений Игоревич

Хайрутдинов Наиль Салихович

Все участники соответствовали заявке, незаявленных участников не было.

7.           Соблюдение утвержденного маршрута

Был заявлен маршрут: ррйгаинг, Пскем. Он и проходился.

8.           Соблюдение графика движения

№дня

Дата

Запланированный

Фактический

Комментарии

1

27.04

Уфа-Ташкент

Верх рйгаинг

 

 

2

28.04

 

 

3

29.04

 

 

4

30.04

Сборка судов

 

Уфа-Ташкент

Сдвиг с отъездом произошел по причине неравномерности графика движения поезда Уфа-Ташкент (два раза в неделю, предыдущий поезд – 26.04, который никого не устраивал)

5

01.05

П.19-п.29

6

02.05

-п.31

7

03.05

Разведка

Авто до райдантал

 

8

04.05

-п.34

Пешком (груз-лошади) до 37-3

Выше 37-3 было расположено подряд несколько непроходимых для судов снежных мостов, что с учетом более позднего выезда на маршрут делало заброску выше почти бессмысленной

9

05.05

-п.37-7

Сборка судов

Сплав до входа в 37-6

Фактически «в графике движения»

10

06.05

Разведка

- п.37-7 (устье рештор)

По графику

11

07.05

-п.41

- за п.41

По графику

12

08.05

-п.5 рскем

- п.5 «Штольня» (суда – «до», БЛ – «после»)

По графику

13

09.05

-п.9

С утра – ЧП

- до рнаульген (перед п.6)

До ЧП все шло по графику

14

10.05

-п.18

Выход к дому егерей

Антистапель

Выезд в Ташкент

Узнали, что Марьин А. – найден в районе кскем и увезен в г.Газалкент

15

11.05

-Чарвакское вдхр.

 

 

Вывод: График движения был соблюден и был ненапряженным для группы.

9.           Дата и время НС

9 мая 2006 года, 11 часов 09 минут[1]

10.       Темп и продолжительность движения в день НС

С утра поднялись всей группой из базового лагеря, расположенного в конце порога на правом берегу напротив отвесного скального левого берега, до ключевого участка, одновременно просматривая с дороги порог (что частично производилось уже и в предыдущий день). После просмотра ключевого участка Марьин А. и Гринько С. пошли к своему катамарану (К2-2, водоизмещением 2.5т) готовиться к прохождению, зачаленному метров в 400 до ручья правого берега, а Рубцов Е. и Хайрутдинов Н. за спаснаряжением (ими было принято решение о полном обносе порога) – к своему (К2-1, водоизмещением 1.8т), оставленному в месте поворота реки налево – в самом начале порога, недалеко от проходящей здесь дороги. После того, как Рубцов Е. и Хайрутдинов Н. пришли обратно и встали на видеосъемку и страховку соответственно, экипажу К2-2 по рации была дана команда на начало прохождения. Минут за 5-ть была успешно пройдена первая ступень пор. «Штольня», затем катамаран зачалился для отдыха перед кульминационной второй ступенью (за ручьем и на левый берег). Отдых – не менее 10 минут. Затем 10.49.45 – 10.52 (чистое время – около чуть более двух минут) – успешное прохождение ключевого участка порога. Затем отдых (не менее 17-ти минут). Затем при отчаливании (метров через 20-25) К2-2 наехал правым баллоном на обливной камень – оверкиль через левый борт.

11.       Подробное описание участка, на котором произошел НС

Ключевой участок заканчивается плесовым участком (в конце которого зачалился катамаран), затем начинается быстроток, быстро переходящий в выходную шиверу-порог, длиной не менее 1-го километра. Переворот произошел в «быстротоке». Место чалки (расположение катамарана), место переворота (красная окружность), направление движения судна во время переворота и после него (красная стрелка), место страховки при прохождении ключевого участка (желтый овал) и место страховки во время переворота (зеленый овал) показаны на Фото (смиже).

12.       Метеорологические условия к моменту НС

Солнечно. Утро. Температура на солнце не менее 30-ти градусов.

13.       Действия и положение участников в момент НС

Верхотуров М. – на террасе наверху. Фотосъемка. Затем выход на дорогу и обследование участка до БЛ.

Рубцов Е. – внизу, видеосъемка. Затем выход на дорогу и обследование участка после БЛ.

Хайрутдинов Н. – внизу, страховка. Бросательный конец не был брошен по причине того, что перевернутое судно шло далеко от него вдоль левого берега. Затем выход на дорогу и обследование участка (вместе с Рубцовым Е.) после БЛ.

Гринько С. – после переворота оказался внутри катамарана, где и оставался во время прохождения оставшейся части порога. Во время проплытия перевернутого катамарана в районе базового лагеря в одном из уловов правого берега видел А.Марьина, находящегося без сознания и лицом в воду. Затем вылез на каркас и зачалил судно в нескольких стах метрах за БЛ на два скальных обломка, расположенных в реке (ближе к правому берегу). Здесь, через несколько минут после зачаливания, он второй раз увидел А.Марьина, которого в том же состоянии пронесло мимо. Там его (Гринько С.) и увидели Рубцов Е. и Хайрутдинов Н., после чего совместно перечалили катамаран к правому берегу.

14.       Действия пострадавшего в момент НС

После переворота Марьин А. оказался впереди катамарана, но держался за обвязку, привязанную по периметру баллонов. Затем через какое-то относительно небольшое время катамаран наехал на еще один обливной камень, затормозился и в это время Марьина А., находящегося уже на струе, оторвало от судна. После этого было видно, что он предпринимает активные действия – пытается плыть к берегу. Затем он скрылся из вида.

15.       Непосредственная причина НС

Переворот на относительно безобидном участке, находящемся в прямой видимости с места отчаливания и отрыв Марьина А. от катамарана.

16.       Организация и осуществление страховки в момент НС

Во время отдыха экипажа К2-2 после прохождения ключевого участка Хайрутдинов Н. и Рубцов Е. спустились ниже для очередной организации страховки и видеосъемки, хотя на этом протяженном выходном участке страховка была уже символичной, т.к. он очень протяженный – не менее 1км, передвижение по берегу затруднительно, причем четко выраженные места для организации страховки отсутствуют. Когда возник вопрос о том, стоит или нет организовывать страховку, то со стороны экипажа К2-2 прозвучало предложение к Хайрутдинову Н. взять второй фотоаппарат вместо страховки, но после обсуждения по рации этого вопроса Хайрутдиновым Н. с руководителем было принято решение об организации страховки, что и было осуществлено.

17.       Описание личного специального снаряжения погибшего (из чего сделан спасательный жилет, его конструкция, объем, описание гидрокостюма и каски) и описание снаряжения, с помощью которого осуществлялась страховка

На Александре Марьине были: спасательный жилет (предположительно фирмы «РИГ»(Уфа), около 16литров, надувной), каска (типа SALVO), «мокрый» неопреновый комбинезон, неопреновые сапожки, куртка водонепроницаемая. Страховка осуществлялась бросательным спасконцом типа «морковка» (длина около 20м.).

18.       Организация и проведение группой поисково-спасательных и транспортировочных работ

После обноса до БЛ катамарана К2-1 оба судна пошли вперед с целью поиска Марьина А.. Подойдя к п.6 (5Ск.сл. по описанию С.Черника), который было затруднительно разведать целиком по причине невозможности быстро пересечь полноводный в эту воду правый приток рнаульген (Анаульгенсай), визуальной оценкой сложности входной и средней части порога не менее 6Ак.сл., группа по причине психологической подавленности участников, физической усталости решила встать на ночевку. Было в районе 17.00. На следующий день было принято решение подняться на дорогу для того, чтобы добраться до кскем и сообщить о случившемся местным властям. После выхода на дорогу Верхотуров М. и Хайрутдинов Н. от егерей, находящихся в доме, расположенном на правом берегу рнаульген, узнали, что тело Марьина А. было найдено 9-го мая около 17.00 на камнях левого берега, расположенных непосредственно в к.Пскем и его уже отвезли в г.Газалкент. В тот момент, когда он был найден, на нем находилось все специальной снаряжение, за исключением одного из неопреновых сапожков. (Спасжилет был сдут 12 мая при получении личных вещей в морге гирчик.)

Дальнейшая транспортировка тела «к месту захоронения» производилась без какого-либо взаимодействия с местными властями. Большую помощь оказали только работники фирмы «Азия Рафт».

19.       Действия других групп и местного населения, находившихся в районе НС

Других групп в районе похода не было, а местное население до появления Верхотурова М. и Хайрутдинова Н. у егерей занималось поисками оставшихся участников группы.

20.       Постановка на учет в МЧС (КСС) Узбекистана.

Группа завозилась на маршрут фирмой «Азия Рафт» (рук.Н.Ширяев, мастер спорта СССР по туризму (водному)), которая имеет статус работника МЧС. Соответственно информация о случившемся сразу же стала известна руководству фирмы и, автоматически, соответствующим людям в гфе. Вывоз группы осуществлялся сотрудниками и на машине этой фирмы. Тело Александра Марьина было вывезено 9-го мая в райотдел МВД газалкент на машине из к.Пскем почти сразу, после того, как оно было найдено.

 

 

 

Карта участка реки Пскем

 

 

 

 

 Фото участка реки




[1] Время совершения этого и последующих событий взято с соответствующих фотографий, которые были засняты на два имеющихся у группы цифровых фотоаппарата.